Направления работы

Диагностическая деятельность

Диагностическая деятельность

Гродненского областного центра

коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

 

Одним из основных направлений деятельности центра является диагностическая деятельность.

Основные нормативные правовые документы, регулирующие диагностическую деятельность центра:

  • Кодекс об образовании;
  • Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (Утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь №233 от 16 августа 2011);
  • Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 июля 2022 г. №79 «Об установлении перечней медицинских показаний и медицинских противопоказаний для получения образования»;
  • Устав Гродненского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
  • Порядок работы областной психолого-медико-педагогической комиссии (Ежегодно издается приказ главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета и управления здравоохранения Гродненского областного исполнительного комитета).

Диагностическая деятельность центра осуществляется через проведение психолого-медико-педагогического обследования детей с нарушениями в развитии. В центре создана областная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК, комиссия).

Психолого-медико-педагогическое обследование детей с нарушениями в развитии на областной ПМПК осуществляется по предварительной записи по телефону: 31 55 18.

Психолого-медико-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития проводится с согласия и в присутствии их законных представителей.

Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:

  • выписка из медицинских документов;
  • медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);
  • педагогическая характеристика, представляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок;
  • и другие документы (по запросу областного ЦКРОиР).

В рамках диагностической деятельности Гродненский областной ЦКРОиР с согласия законных представителей осуществляет:

  • психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с нарушениями в развитии с целью определения программы обучения/воспитания и/ или оказания коррекционно-педагогической помощи в учреждениях дошкольного и общего среднего образования (ДУ г.Гродно: №44, 80, 86, 92, 95, 100, 102, 103, 108, 109; СШ г.Гродно: № 31, 38, в учреждениях здравоохранения (Гродненский областной специализированный Дом ребенка).

По результатам обследования с согласия законных представителей ребенка оформляется заключение ЦКРОиР на каждого обучающегося, нуждающегося в специальном образовании или коррекционно-педагогической помощи с рекомендациями:

  • об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования;
  • об оказании коррекционно-педагогической помощи;
  • о создании ему специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования.

ОТЧЕТ о диагностической деятельности психолого-медико-педагогических комиссий региональных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в 2022/2023 уч.году

ОТЧЕТ о диагностической деятельности психолого-медико-педагогических комиссий региональных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в 2021/2022 уч.году

свернуть

Ранняя комплексная помощь

Ранняя комплексная помощь

В ЦКРОиР осуществляется оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет. Ранняя комплексная помощь включает выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье или ЦКРОиР.

Ранняя комплексная помощь проводится при тесном взаимодействии с организациями здравоохранения с максимальным сокращением разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения и воспитания ребенка с особенностями психофизического развития. Комплексность помощи обеспечивается организацией педагогической, медицинской, социальной, психологической и иных видов помощи.

Для оказания ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет в ЦКРОиР создается кабинет ранней комплексной помощи.

В кабинете создается адаптивная образовательная среда в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами применительно к детям в возрасте до трех лет, которая обеспечивает им разнообразный сенсорный опыт, активность в движении, игре, предметно-практической деятельности.

В соответствии с пунктом 15 статьи 279 Кодекса Республики Беларусь об образовании содержание работы по оказанию ранней комплексной помощи определяется программой ранней комплексной помощи, которая является основанием для разработки ЦКРОиР индивидуальных программ ранней комплексной помощи.

Реализацию программы ранней комплексной помощи осуществляют педагогические, медицинские и иные работники ЦКРОиР при ведущей роли учителя-дефектолога по плану, в котором отражается перечень мероприятий, их цель, срок реализации, расписание занятий, ответственный исполнитель, планируемый результат. План работы составляется на основе индивидуальной программы ранней комплексной помощи и утверждается руководителем ЦКРОиР.

Форма учета проведенных занятий и мероприятий, критерии оценки достижения поставленных целей и эффективности реализации индивидуальной программы ранней комплексной помощи утверждаются руководителем ЦКРОиР.

Индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье проводится с периодичностью 2–3 раза в месяц и включает:

занятие непосредственно с ребенком;

консультирование законных представителей об индивидуальных особенностях ребенка и тех условиях, которые необходимы для его оптимального развития по мере взросления ребенка;

обучение законных представителей эффективным и доступным приемам взаимодействия с ребенком и способам ухода за ним;

оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи семье.

Общая продолжительность занятия составляет 1 час.

В ЦКРОиР проводятся индивидуальные занятия с детьми с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет при обязательном присутствии законных представителей с периодичностью 2–3 раза в неделю.

В ЦКРОиР могут открываться группы для детей с особенностями психофизического развития старше двух лет по возможности со сходными нарушениями. В группе устанавливается гибкий режим функционирования 2–5 раз в неделю с временем пребывания детей до 4 часов в день.

Режим функционирования группы определяется учредителем ЦКРОиР в соответствии с запросами законных представителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет.

свернуть

Коррекционная-педагогическая помощь

Коррекционная-педагогическая помощь

В рамках коррекционной деятельности в Гродненском областном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации проводятся:

коррекционные занятия учителями-дефектологами:

  • Шишко Еленой Станиславовной
  • Гизовской Екатериной Станиславовной
  • Станевская Оксана Павловна
  • Томащук Еленой Николаевной

коррекционные занятия педагогами-психологами: 

  •  Муштак Еленой Иосифовной

На коррекционные занятия зачисляются дети, имеющие трудности в освоении содержания образовательной программы дошкольного, общего среднего образования.

imgonline-com-ua-CompressBySize-0rW9u7qEDnfGpb       

Зачисление на занятия осуществляется по результатам диагностической деятельности ЦКРОиР (при наличии заключения ЦКРОиР) на основании заявления законных представителей детей. 

Занятия направлены на:

  • исправление или ослабление 
  • нарушений;
  • активизацию познавательной 
  • деятельности;развитие эмоционально- волевой сферы;
  • формирование навыков общения, 
  • общих способностей к обучению.

Отчисление детей с коррекционных занятий проводится в течение учебного года в соответствии с результатами обследования или на основании заявления законных представителей детей.

свернуть

Консультативная деятельность

Консультативная деятельность

В ЦКРОиР организуется консультативная деятельность с обучающимися с особенностями психофизического развития, их законными представителями, педагогическими работниками.

Консультирование обучающихся с особенностями психофизического развития проводится:

по запросу законного представителя;

при возникновении трудностей в обучении, межличностном взаимодействии со сверстниками;

после завершения реализации индивидуальной программы ранней комплексной помощи или завершения мероприятий по оказанию коррекционно-педагогической помощи;

при возникновении проблем относительно перспектив социализации, будущей профессиональной деятельности.

Консультативная деятельность, которая проводится с законными представителями лиц с особенностями психофизического развития, нацелена на повышение их осведомленности об индивидуальных особенностях обучающихся, гармонизацию детско-родительских отношений в семье, формирование у них готовности к активному участию в работе по оказанию коррекционно-педагогической помощи, а также на повышение ответственности за воспитание детей.

Консультативная деятельность с педагогическими работниками учреждений образования проводится по вопросам выявления трудностей в обучении у воспитанников и учащихся, осуществления педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания при реализации образовательных программ специального образования, оказания коррекционно-педагогической помощи.

Для руководителей учреждений образования организуются консультации по вопросам интегрированного обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, создания адаптивной образовательной среды, необходимой для освоения лицами с особенностями психофизического развития содержания соответствующих их возможностям образовательных программ специального образования, и условий для их социализации и полноценной интеграции в общество.

свернуть

Методическая деятельность

Методическая деятельность

Методическая деятельность  осуществляется с целью совершенствования педагогической компетентности и повышения профессионального уровня педагогических работников для успешной реализации задач, стоящих перед ЦКРОиР.

Содержание методической деятельности обеспечивает:

методическую помощь и поддержку педагогическим работникам в их работе с обучающимися с особенностями психофизического развития;

методическое сопровождение процесса самообразования педагогических работников и создание условий для их профессионального роста;

оказание практической помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством;

своевременное информирование и ознакомление педагогических работников о современном нормативном правовом и научно-методическом обеспечении специального образования;

сбор, накопление и систематизацию методических материалов, педагогических идей и разработок в области специального образования;

выявление и обобщение эффективного педагогического опыта по обучению и воспитанию лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

Методическая деятельность в ЦКРОиР проводится с целью расширения, обогащения профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников ЦКРОиР, а также с целью разработки индивидуальных учебных программ для лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, программ ранней комплексной помощи и методических рекомендаций по совершенствованию деятельности психолого-медико-педагогических комиссий.

Методическая деятельность включает оказание методической помощи педагогическим работникам, по сопровождению интегрированного обучения и воспитания обучающихся с особенностями психофизического развития в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, реализующих образовательные программы специального образования,  в вопросах:

комплектования и распределения педагогической нагрузки в классах, группах интегрированного обучения и воспитания;

составления учебных планов специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования на текущий год, определения первоочередных задач коррекции физических и (или) психических нарушений применительно к каждому обучающемуся с особенностями психофизического развития;

осуществления динамического наблюдения за познавательным и личностным развитием обучающихся с особенностями психофизического развития в процессе обучения;

налаживания эффективного и дружественного взаимодействия и взаимопонимания между участниками образовательного процесса.

свернуть

Информационно-аналитическая деятельность